Среда, 01.05.2024, 07:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Логотип
Музей "История школы"
МБОУ "Чарышская СОШ"
Чарышского района
Алтайского края
Главная | Мой профиль | Выход

Категории раздела
Стихи выпускников [10]
Стихи выпускников школы разных лет
Публикации выпускников [2]
Публикации выпускников школы
Случайное фото
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Публикации выпускников

Школа предвоенного периода

Краевой конкурс творческих и исследовательских работ
«Поклонимся Великим, тем годам»

 

 

 

 

 

 

 

 

«В памяти навечно сохраним»

 

Номинация: творческие работы (статья)

                                               

 

Автор ученик 11 класса, 16 лет,
МБОУ «Чарышская средняя общеобразовательная школа»
Чарышского района Алтайского края
Прусов Иван Николаевич

Руководитель Прусова Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы

МБОУ «Чарышская средняя общеобразовательная школа»
Чарышского района Алтайского края

 

 

 

 

                                       

Чарышское 2017

В памяти навечно сохраним

 

Все дальше от нас уходят события Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Но сохранившиеся документы, воспоминания очевидцев, которые хранятся в музее нашей школы, не позволяют забыть о войне, о людях того времени. Я хочу рассказать вам о моей школе довоенного и военного периода, ее учителях, учениках. А живу я в селе Чарышское Чарышского района Алтайского края. Учусь в 11 классе.

С 1 сентября 1939 года Чарышскую семилетнюю школу переводят в статус средней школы. Директором назначают молодого учителя биологии Селиванова Илью Михайловича. На первых порах школе очень повезло. Она была укомплектована молодыми, хорошо подготовленными кадрами. Двое прибыли из Тамбовского пединститута: Федор Васильевич Храбров и Николай Васильевич Колосов; двое – из Московского пединститута: Телятьев Олег Валерианович (математик) и его друг Николай Иванович (физик). Оба окончили факультеты с военной кафедрой и имели звания лейтенантов запаса. Поэтому Николай Иванович вел не только физику, но и военное дело. Остальные учителя были из сибирских вузов или местные. В то время в школе работали Югов К.Д., Ершов И.А., Шантуров Б.И., Югов А.Д., Судаков Н.В., Горохов, Нечаев Н.М. (старейший учитель Чарыша). В школе десять мужчин-преподавателей! Любая школа могла позавидовать! И среди этого мужского коллектива 19-20 летние девушки: Тимофеева Татьяна Максимовна, Вдовина Александра Григорьевна (русский язык, завуч), Черкашина Зоя Даниловна (начальные классы), Семенихина Зинаида Григорьевна (начальные классы). Это были хорошие учителя. Почти каждый из них был личность, по-своему одаренный и интересный. Выделялись Храбров Ф.В. и Телятьев О.В..  Олега Валериановича все звали «ходячей энциклопедией», к нему обращались со всеми непонятными вопросами. Выходец из старинной интеллигентной семьи, получив столичное образование, он не только хорошо знал математику, был начитан, знал историю, разбирался в искусстве. Своеобразной личностью был Борис Иванович Шантуров, художник не только по образованию (он окончил Иркутское художественное училище), но и по натуре. Он мечтал о Ленинградской художественной академии. Готовился, посылал туда свои работы. Но война помешала осуществить эту мечту. С его приходом в школу школьные стенные газеты стали целым событием. Рисунки Шантурова, фотографии Телятьева, заметки о жизни школы, юмор – делали школьную газету интересной и действенной. Директор школы Селиванов И.М. не отличался широкой образованностью, но более опытный, умный, он умело направлял работу коллектива учителей. Учителя были молодые, еще не было педагогического опыта, но зато – столько задора, энтузиазма. Они все свое время проводили в школе с ребятами. Жизнь школы кипела – работали кружки, в классах проводились беседы, старались увлечь ребят героикой и фантастикой. Во внеклассной работе тон задавали Тимофеева Т.М. и Вдовина А.Г..  Директор их поддерживал, остальные послушно помогали во всем. В те годы не было оркестров, проигрывателей, магнитофонов. Были баян и гитара. Татьяна Максимовна руководила физкультурным кружком, Александра Григорьевна – драматическим, Борис Иванович – изокружком. Проводили в школе праздники и вечера, выступали в клубе с концертами. Ребята любили драматический кружок. Кроме небольших сцен, интермедий, пытались ставить серьезные вещи. Так с большим успехом была поставлена комедия Н.В.Гоголя «Ревизор». Роли знали наизусть. Очень хорошо играл на сцене Бурыкин Лемар, настоящий артист. Позже, после окончания школы в 1948 году, он действительно станет артистом театра и кино.

В музее хранятся фотографии учительских конференций 1939, 1940 годов. Большинство молодые учителя. Много мужчин.

В 1941 году  началась Великая Отечественная война с Германией. Уже в феврале 1941 года многие учителя направляются на переподготовку в армию, например Телятьев Олег Валерианович, учитель математики Чарышской средней школы. Начиная с июля 1941 года, учителя призываются в действующую армию. Всего призвано на службу в армию более сорока учителей из района.  Учителя-мужчины из Чарышской школы ушли на фронт и почти все погибли. Вернулись живыми только Ершов И.А., Югов А.Д.

В первый год войны на фронт были призваны учителя-мужчины, юноши-выпускники 1941 года и три девушки: Муравьева Маша, Вдовина Рая, Грищенко Настя. Из мальчиков живым вернулся Чеканцев Николай. Погибли все учителя-мужчины, кроме Ершова И.А.

Из выпускников 1942 года погибли двое.

Выпускников 1943 года  в августе 1942 года призывают в армию. Заканчивать 10 класс они будут после войны в вечерней школе. Один из них пропал без вести на войне. Остался доучиваться с девочками Скоркин Вася, так как ему не хватало лет.

Осенью 1943 года парни 1944 года выпуска экстерном сдавали экзамены за 10 класс и отправлялись на фронт. Вернулись живыми все, имели ранения. Доучивался с девочками один мальчик, Вдовин Леня. Он был младше всех. После войны окончил летное училище. Погиб 10.02.1955 года при испытании самолета.

Выпускников 1945 года не брали на фронт. Среди девчат был один мальчик, Плотников Гена. Окончил артиллерийское училище, служил в армии до пенсии. Ушел в отставку в звании подполковника.

Селиванов Илья Михайлович. Родился в 1915 году в селе Чарышское.  С 1939 по 16.02.1942 работал в Чарышской средней школе учителем биологии и директором вновь реорганизованной из НСШ в СШ. В феврале 1942 года призван в армию. Погиб. Остались жена и сын.

Телятьев Олег Валерианович. Родился в 1921 году. Окончил Московский педагогический  институт имени Карла Либкнихта. Учитель математики. Жена Вдовина А.Г. В 1941 году ушел на фронт. Лейтенант Телятьев О.В. – командир батареи, состоявшей в распоряжении Военного Совета Сибирского Военного Округа, пропал без вести в августе 1943 года. Остались жена Вдовина А.Г. и сын Телятьев Олег Олегович. Сын окончил Новосибирский электротехнический институт. Работал главным инженером в одном из проектных институтов г. Новосибирска.

Шантуров Борис Иванович. Окончил Иркутское художественное училище. Учитель рисования и черчения. Художник не только по образованию, но и по натуре. Он мечтал о Ленинградской художественной академии. Готовился, посылал туда рисунки, но война помешала осуществить эту мечту. Был призван на фронт  в 1941 году. Погиб.

Югов Константин Дмитриевич. Родился в 1916 году в селе Усть-Пристань  Усть-Пристанского района. После окончания семи классов пошел учиться в Бийское педагогическое училище. В 1937 году вернулся в Чарышское вместе с женой Катей. Устроился работать в Чарышскую школу учителем русского языка. В 1938 году был принят в комсомол. В 1939 году был призван на службу в армию. Участвовал в ВОВ с Германией. Разведчик. Лейтенант. Был тяжело ранен. Умер от ран 04.05.1945. Похоронен на братском кладбище м. Есефельд Брандербургской провинции. Остались жена и сын.

Перед войной в районе было три средних школы (Чарышская, Малобащелакская, Маралихинская), пять неполных средних (Маральерожкинская, Усть-Тулатинская, Чинетинская, Сентелекская, Усть-Чагырская) и 47 начальных. В некоторых селах –Ворошиловке, Тигиреке – было по две начальных школы, а в Усть-Чагырке и Маральих Рожках наряду с неполными средними работали еще и начальные школы. Всего учеников было 7643 человека.

Не смотря на трудное, голодное военное время, школа продолжала работать. Шли уроки. У детей были любимые уроки, любимые учителя. Не всегда были тетради, писали на листах из старых книг между строк. Чернила выдавливали из плодов черного шиповника. Но они быстро прокисали и начинали тянуться. Писали чернилами из свеклы, из сажы. Но наилучшими чернилами были чернила из химического карандаша фиолетового, редко голубого цвета. Проводили вечера с обязательным докладом о празднике, выступлениями, стихами, песнями, плясками, танцами. Проводили Новогодний бал-маскарад с костюмами, которые шили сами из старых вещей. Давали призы за лучшие костюмы: 75 рублей, отрез на юбку. Деньги с премии вносили за обучение в школе, оно было платным. Проводили комсомольские собрания, пионерские сборы. Старшие ребята шефствовали над младшими, например, катались с ними с горки. Комсомольцы ходили по домам и собирали для воинов подарки: деньги, облигации, лук, сухофрукты, табак, носки, кисеты. Чем могли люди помогали фронту, ковали победу. Ученики не оставались в стороне. Вместе с учителями ученики работали лето и осень на полях колхозов: собирали колоски, вязали снопы, ставили скирды сена, сушили зерно на токах, косили ячмень. Заготавливали дрова для школы. Уставали до изнеможения. Зимой в школе было холодно, в январе 1943 года морозы достигали 50 градусов. Не хватало керосина, уроки учили около печки с лучинами. Но дети не ныли, понимали, что идет война. Учителя были всегда рядом с детьми. Особое внимание уделялось военному делу. Незаметно пробирались к школе, ползали по-пластунски, отрабатывали выход из строя, повороты на ходу. Во время войны не все дети могли ходить в школу. Поэтому после войны в одном классе учились дети разных возрастов.

В школе у учеников с учителями были доброжелательные отношения, все просьбы детьми выполнялись неукоснительно. Помогали колхозу в сборе колосков на полях, учили взрослых грамоте, ходили к ребятам в детский сад и ясли с концертами и играми. Комсомольская организация школы была боевитая. Работали кружки: хоровой, драматический, струнный. На всех проводимых мероприятиях в районе выступали с приветствиями и художественной самодеятельностью.

На уроках сидели в пальто, фуфайках (кто что имел), в рукавицах, не снимая головных уборов. Чернильницы гремели в руках, иначе замерзали чернила. Учебный год начинался в конце октября, а до этого работали в колхозе, убирали вручную хлеб, младшие школьники – колоски. Одежда была ветхая, питание скудное. Но юность, молодость преодолевали все. В школе проходили прекрасные вечера, выпускались интересные стенные газеты, работало много кружков (музыкальный, хоровой, физкультурный). На всю жизнь запомнились ученикам новогодние балы-маскарады. Абсолютно все готовили костюмы, было много веселья, много пели. У всех было огромное стремление учиться. Это было самым важным для детей в годы войны. Всю тяжесть войны в тылу выносили на своих плечах матери. Но они старались дать детям образование. И дети благодарны матерям. Большинство учащихся военных лет смогли продолжить образование после школы в институтах, техникумах. Они стали учителями, врачами, медсестрами, инженерами, военными, бухгалтерами. Трудовой стаж многих выпускников военных лет составляет 40 и более лет. Трудились они добросовестно и большинство из них награждены грамотами, имеют звания «Отличник» той или иной отрасли, «Заслуженный работник», «Ударник социалистического труда», орден «Знак Почета». Читая письма выпускников военных лет, не устаешь удивляться дружбе, вниманию друг к другу. Через всю свою жизнь они пронесли чувства любви, гордости за школу, в которой учились. Трепетно и нежно отзываются об учителях, которые были с ними рядом в те трудные годы. Большинство родителей хотели дать детям образование, так как у них было в основном 4 или 7 классов. В начальных классах была хорошая наполняемость классов, по 30 человек в классе, даже по два, три класса. Не всегда дети могли пойти в школу с семи лет. В одном классе учились дети разных лет. За неуспеваемость оставляли на повторный год. Все дети не могли окончить 10 классов. В семьях нужны были рабочие руки, чтобы поднимать вместе с родителями младших братьев и сестер. В каждой семье было по три и более ребенка. Поэтому десятый класс заканчивали в военные годы по 17-20 учеников, в основном девочки. Мальчики уходили на войну. В послевоенные годы среднюю школу оканчивали по 10-12 человек.

В начале войны выдали продуктовые карточки и привозили немного хлеба, всем не хватало. Надо было круглосуточно дежурить около сельпо. Это было летом. А зимой хлеб не привозили. Других продуктов не давали никогда. Начали пачки неотоваренных карточек высылать на фронт, Сталину. И печатание их совсем прекратили. Жили натуральным хозяйством – что вырастишь, то и ешь. Тогда говорили: «Что припасешь, то и на стол понесешь». Старались держать корову-кормилицу. Надо было платить налог: молоко, яйца, мясо, шерсть, овчину сдавали – фронт-то надо было кормить и одевать. Еды не хватало. За горсть зерна могли арестовать и отправить на лесосплав. Дети выполняли непосильную взрослую работу: летом работали « на бригаде», зимой возили сено с полей на ферму, часто ездили «в обоз» - возили зерно до Усть-Калманки или до Алейска на лошадях или быках. С ранней весны до поздней осени кормились всем, что росло в лесу, на горах. Спичек в войну не было. Не хватало керосина. Женщины старались угли в печи загрести в загнетку и засыпать золой, чтобы утром разжечь бересту или щепки. Топились «чащой» и кизяком. Угли не сохранялись. Женщины выходили утром с пличкой и смотрели, у кого идет дымок, чтобы взять «жару». Отцы с фронта писали письма и просили своих детей в первую очередь учиться на «хорошо» и «отлично», помогать дома по хозяйству, не заниматься не хорошими делами. Успокаивали детей, что война – это временные трудности и их нужно выдержать, чтобы победить врага.

Накануне 1941-1942 учебного года в приказе районо отмечалось организованное, своевременное и планомерное начало занятий во многих школах района. Своевременно произведен ремонт школьных зданий, инвентаря, заготовлено и подвезено топливо, приведены в образцовый порядок учебно-наглядные пособия. Руководителям этих школ объявлена благодарность.

Школы района тогда работали над теми же проблемами, что и сейчас: качество знаний, сознательная дисциплина, политико-массовая работа, всеобуч, методическая работа с учителями. Но были и свойственные тому времени задачи: сбор теплых вещей для бойцов, оборонная работа, заготовка топлива на зиму, помощь хозяйствам в сельскохозяйственных работах, так как на селе оставалось все меньше мужчин.

Трудно решался вопрос всеобуча, так как, проучившись до весны, многие дети шли работать. Некоторые уходили и в середине учебного года – не было одежды и обуви. В 1943 году вышло постановление крайисполкома «Об итогах учебно-воспитательной работы в школах края за первое полугодие 1943-1944 учебного года», в котором отмечалось, что в Чарышском районе 890 детей школьного возраста не вовлечены в школы. Много неуспевающих. Председатели райисполкомов строго предупреждены: если не будет вопрос решен, то наказание будет по законам военного времени. В приказах военного времени по районо постоянно стояли вопросы всеобуча. В 1942 году отмечались учителя, которые добились высокой успеваемости, в том числе З.Д.Черкашина (92%). Большую помощь в борьбе за высокое качество учебы и сознательную дисциплину оказывают комсомольские и пионерские организации, ученические конференции, стенгазеты, кружки, актив села, родители. Отмечалась хорошая учебно-воспитательная работа в ряде школ, в том числе в Чарышской (директор Олейникова А.Н.). В ряде школ повысилась политико-воспитательная работа с населением, систематически проводятся политинформации, лекции, доклады, беседы, сбор вещей в подарок РККА. Отмечается значительное улучшение оборонной работы в школах.

Начиная с 1942 года, учителя всех школ обучали неграмотных допризывников по два - три часа в день. Учили на общественных началах. Задачей было научить писать и читать. Эта работа велась до 1947 года.

21 июля 1941 года районо издает приказ: «Поддержать инициативу учителей Чарышской школы о помощи колхозам и совхозам. Обращение коллектива школы опубликовано в районной газете «Кировская искра» за 30 июня 1941 года. Организовать всех детей в возрасте от 12 лет в бригады по возрастным группам: 12 – 14 лет – одна бригада, 15 лет и старше – вторая. Во главе поставить лучших учителей. Организовать социалистическое соревнование между бригадами, итоги подводить каждую неделю. Бригады разбить по звеньям, во главе звеньев поставить комсомольцев, пионеров и школьников. Каждому звену давать задание на день. В бригадных стенных газетах освещать работу лучших звеньев, лучших комсомольцев, пионеров и школьников». Все учащиеся, и не только с 12 лет, но и младше, работали весной и в начале лета на прополке полей. Тогда в районе засевались 28883 га земли. Прополку вели школьники вместе с учителями. Летом школьники работали на сенокосе. Даже учащиеся начальных классов работали копновозами, кто постарше сгребали сено, возили его к местам скирдования. Осенью – на уборке урожая. Для школ района была определена посевная площадь. Для средней школы 4 га. Это поле нужно было вспахать и засеять. Условия военного времени обязывали учителей работать самим прежде всего четко, самоотверженно, организовывать вокруг себя массы на помощь освободительной Красной Армии в деле окончательного разгрома немецко-фашистских захватчиков. Учителя и технички полностью сами делали ремонт школы. Ходили все босые, и дети, и учителя. Обувь берегли для школы.

Было организовано социалистическое соревнование между школами, учителями. Лучшие школы награждали переходящим Красным знаменем, учителям объявляли благодарность. «Учительнице Чарышской школы Юговой Екатерине Ивановне за качественное выполнение программы первого класса объявить благодарность. За проявленное умение в организации детей на выполнение домашних заданий и качественное усвоение программы учениками 2 класса учительнице Чарышской школы Жуковой Екатерине Ивановне объявить благодарность».

 В западных районах страны уже шли военные действия, часть территории занята фашистами, население эвакуируется в восточные районы, в том числе и в наш район. Уже в августе 1941 года в район начали  прибывать выпускники педагогических учебных заведений из европейской части страны. Их распределяли по школам района. С 1942 года стали прибывать эвакуированные учителя из Ленинграда.  В годы войны район принимал переселенцев. Сюда эвакуировали один из детских садов г. Ленинграда, и среди взрослых беженцев было немало ленинградцев. Надо отметить, что не всем из них удалось приспособиться к сибирскому климату, к условиям сельской жизни, где все необходимое требовалось добывать собственным трудом. Многие из них умирали. Не только эвакуированные пополняли район в годы войны. Заметным событием было переселение сюда представителей некоторых народов, которые тогда, по мнению руководства страны, представляли угрозу в зоне боевых действий. Наиболее многочисленны были немцы, переселенные (репатриированные) из Украины и других регионов. Большинство из них поселили в Красном Партизане. Среди ссыльных были также гагаузы, болгары.

За годы войны в край было эвакуировано 37 детсадов и 46 детских домов; всего 11,5 тысячи детей. Да еще для сирот местного населения было создано 27 детских домов. К концу 1944 года в крае насчитывалось 126 детских домов на 13700 детей, 280 детских садов на 15300 воспитанников. Действовало 6 приемников-распределителей и пять лечебных детских домов. В 1944 году 5366 детей были усыновлены, патронированы, взяты под опеку. Ленинградский детсад был эвакуирован в Чарышский район село Малый Бащелак. Дети были разного возраста. Более 100 человек от 7 до 14 лет посещали школу. После войны Лендетсад в полном составе вернулся в родной город. В Малом Бащелаке еще до войны был открыт детский дом. Директором детдома до 1945 года был Иван Федорович Логинов, который в 1953 году работал завучем в Чарышской средней школе, а в 1955 году его переводят заведующим методическим кабинетом при Чарышском районо.

Черкашина-Дунаева Зоя Даниловна. Родилась в 1917 году в селе Чарышское. После окончания Бийского педучилища начала работать учителем естествознания Маралихинской средней школы, а с августа 1940 года учителем начальных классов Чарышской средней школы. Добрая, заботливая учительница. Много проводила дополнительных занятий со слабыми, больными детьми, чтобы они не отстали от сверстников. В Кедровке был районный пионерский лагерь. И во время войны он работал. Руководила им Черкашина Зоя Даниловна. Она заботилась о детях, как мать. Кормила, мыла, удерживала, чтобы дети не лезли в речку и не разбегались по горам. Вместе с мужем работала в других школах района. Много лет работала воспитателем в интернате. Имеет медали «За доблестный труд в годы ВОВ», «За трудовое отличие», «Ветеран труда». Умерла в 1994 году.

Югова Екатерина Ивановна. Окончила в 1938 году Весьегонское педагогическое училище Калининской области и была направлена на работу в Алтайский край Чарышский район. В октябре 1940 года вышла замуж за Югова А.Д. В браке родились два сына Николай и Константин. С 1940 года работает в Чарышской средней школе учителем математики и физики. В 1955 году Екатерина Ивановна поступает в Барнаульский педагогический институт на физико-математический факультет на 3 курс с переводом из Бийского учительского института. На пятом курсе сдала только первый семестр, тяжело заболела, перенесла сложную операцию. Умерла 14.12.1959 года. Она была прекрасным учителем. Дети ее очень любили, брали с нее пример. Вела общественную работу, избиралась несколько раз депутатом райсовета, в 1954 году избиралась делегатом первого съезда учителей Алтая. В трудовой книжке много благодарностей.

Ворошкевич Лариса Васильевна. Родилась 7 апреля 1920 года в селе Малый Бащелак в семье Хлыстиковых. Окончила Бийский педагогический техникум и Томский педагогический институт. С 1942 по 1946 годы работала учителем истории в Чарышской средней школе. В 1946 году выехала в Ленинград. И все последующие годы работала учителем истории в Морозовской средней школе Ленинградской области. Муж Ворошкевич Михаил погиб под Сталинградом в 1942 году. Остался сын Эдуард 1942 года рождения. Окончил Севастопольский приборостроительный институт, радиоинженер. Умерла Лариса Васильевна в 2006 году.

Сельские учителя, умные, с волевым характером, доброй улыбкой, они так нужны были в трудные годы войны. Это им доверяли судьбы своих детей. Каким вырастет человек – во многом зависит от учителя. И они растили мальчишек и девчонок с отзывчивыми сердцами, искренней любовью к Родине и своей школе. Они, учителя, вырастили то поколение, которое встало грудью на защиту Родины в годы войны. Учителя на селе были главной политической силой. Они организовывали и проводили различные мероприятия, ставили спектакли, концерты к праздникам. Выступления школьников пользовались большим успехом у жителей села. К детям учителя относились по-матерински. До сих пор многие выпускники вспоминают своих учителей: кого-то угостил конфеткой, кому-то купил тетрадь или учебник, за кого-то заплатил за учебу, кому-то помог вещами, кого-то поддержал словом в трудную минуту.

Здравствуй, юность моя!

 

Шутто К.И., выпускница 1943 г.

 

Вспоминаю года,
Как за партами в школе сидели,
Как пришла к нам война,
Много слез принесла,
Тогда дети так быстро взрослели.
Помню, как расцветали цветы,
Как сдавали экзамены в школе,
Как с собою забрав голубые мечты,
Мы все лето работали в поле.
Помню запах травы в сенокос на лугах
И отчаянье помню, и слезы,
Как возили снопы на упрямых быках
И в дожди, и в морозы.
Помню строгих, но справедливых,
Милых, добрых учителей,
Не жалеющих сил, терпеливых,
Сохранила в душе своей.
Мы учились военному делу,
Трудно было для всей страны.
Сколько было ребят у нас смелых,
Сколько их не вернулось с войны.
Помню школьные перемены,

 

Дружный веселый наш класс.
Под гармонь нашей Нины мы пели -
Вспоминаем об этом сейчас.
Помню эти глаза,
что смотрели так нежно.
И вселяли тревогу, смятенье внося.
Столько было тепла в них
 и столько надежды,
Что, казалось, светилась Вселенная вся.
Была война. На фронте воевали,
В тылу глубоком помогали, чем могли,
Боев не видели, но горе знали,
И будущее наше берегли.
Здесь мерзли, похоронки получали,
Писали письма, собирали колоски.
Работали, учились, голодали,
Бойцам вязали теплые носки.
Пайком делились, и свою зарплату
На танки, самолеты отдавали,
Чтобы с врагом пришла расплата
И думать о себе все забывали.
И фронт, и тыл слились воедино
Свою отчизну защищать.
В кровавую, тяжелую годину
Смогли победу одержать.
Так устроена жизнь, что одно поколенье
Уходя, оставляет другому наказ,
В добрый путь, дорогие ребята,
В добрый путь, в добрый час.

 

Полевая почта.

Шутто К.И., выпускница 1943 г.

Приближать Победу почта помогала.
Полевая почта жизни всем желала.
Сложен в треугольник маленький листочек
Получали весточку со скупыми строчками.
Полевая почта с тылом связь держала.
На войне солдатам почта помогала.
С фронта треугольник терпеливо ждали,
Руки торопливо письма открывали,
А глаза по строчкам слово «жив» искали,
И Победы скорой на войне желали.
Сколько было радости, слово находили,
Ждали снова весточки и с надеждой жили.
Принесли повестку, горе в ней и слезы.
Унесли солдата боевые грозы.
После треугольник получали смятый,
Видно, был написан второпях солдатом.
Он писал, чтоб ждали, скоро возвратится…
Пал он смертью храбрых, чуда не случится.
Шли бои жестокие и потерей много.
Полевая почта трудной шла дорогой.
Опоздала почта с тем письмом солдата,
До сих пор хранится треугольник смятый.
И его награды памятью остались,
За Победу нашу на войне сражались.
У детей и внуков гордость за солдата,
За его медали, что хранятся свято.

Еще великий русский педагог К.Д.Ушинский, который считал педагогику искусством, опирающимся на науку, подчеркивал значение личного примера в воспитании подрастающего поколения. Жизнь много раз подтверждала справедливость и мудрость этой истины. Воспитать патриота и гражданина, любящего Родину и готового ей беззаветно служить, сформировать характер стойкий, способный к преодолению любых трудностей, увлечь молодые сердца и умы жаждой знания – с такой трудной и почетной задачей может справиться только тот учитель, в котором его воспитанники видят образец яркой личности, посвятившей себя служению людям. И тогда они на всю жизнь сохранят к нему чувство уважения и благодарности. В этом смысле учителя – участники ВОВ – поистине золотой фонд наших педагогических кадров! Пройдя через поля кровопролитных сражений, освободив от гитлеровской нечисти землю своей Родины и избавив человечество от черной ночи фашизма, они стяжали себе вечную славу и окружены любовью всего народа. Ветераны войны… В наше время это синоним мужества, скромности, силы духа, идейной убежденности и верности Родине. Кто же из наших ребят не позавидует такой судьбе, не захочет вырасти похожим на этих героев?

Многие учителя, пройдя сквозь горнило войны, испытав горечь поражений и гибель друзей, радость победы, остались живы и вернулись в родные места, вернулись в  школьные классы и трудились на поприще народного образования всю жизнь:  Михаил Петрович Дунаев, Лямкин Иван Кондратьевич, Поломошнов Федор Васильевич, Герасимов Федор Фадеевич.

Дунаев Михаил Петрович. Родился в 1915 году в селе Усть-Пихтовка. В 1931 году начал работать учителем в Тегерекской начальной школе. В 1932 году его переводят в Чагырскую начальную школу. С 1937 по 1940 годы служил в армии. После службы работал в райисполкоме. В июле 1941 года Михаила Петровича вновь призывают в армию. Увозят на Дальний Восток. Окончил военное училище связи. Принимал участие в войне с Японией. Вернулся домой осенью 1946 года. Работал на советской и хозяйственной работе. С августа 1951 года назначен директором Березовской школы, с 1954 года – директором Маралихинской школы. С 1955 по 1962 годы вновь работает на советской и партийной работе. С 1962 по 1975 годы работал учителем истории и директором Чарышской средней школы. Работал везде добросовестно. Награжден 20 грамотами, Медалью «За победу над Японией», «За освоение целинных и залежных земель», юбилейными медалями. Участник ВСХВ. Общий стаж работы 44 года. Уже на пенсии вместе с Пастуховой М.Ф. под руководством Клепиковой Н.И., секретаря РК КПСС, создали районный краеведческий музей. Умер в 1997 году.

Лямкин Иван Кондратьевич родился в 1924 году в селе Аба. Призван в августе 1942 года Чарышским РВК. Был направлен на учебу в Красноярск в полк стрелков из противотанковых ружей. Участвовал в ВОВ с Германией с июля 1944 по май 1945 в составе 105 стрелковой дивизии, заместитель командира стрелкового взвода. Гвардии старший сержант. Уволен в запас в августе 1945. Награжден орденом Славы III степени, Отечественной войны II степени, медалями «За взятие Вены», «За победу над Германией», юбилейными медалями. В мирное время  окончил 10 классов в школе рабочей молодежи, заочно педагогический институт, исторический факультет. Работал учителем истории и директором ШРМ при Чарышской средней школе, инструктором райкома партии, учителем истории в Краснопартизанской средней школе.

Поломошнов Федор Васильевич родился в Сентелеке в 1923 году. Участвовал в ВОВ с Германией с 1941 по 1943. В 1944 году демобилизовался по ранению. Воевал на Орлово-Курской дуге под Корсунь-Шевченске. Награжден Орденом Отечественной войны, медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», юбилейными медалями. С 1944 года восемь лет работал в Сентелеке учителем, затем 9 лет в Чарышском в районо, директором ЧСШ. Награжден медалью «За освоение целинных и залежных земель». В 1961 году выехал из района в Казахстан. Работал в школе. Проживает и сейчас в Казахстане. В 2011 году с сыном был в гостях в Чарышском, Сентелеке.

Герасимов Федор Фадеевич в армии с 22 августа 1942 года. В Красноярске прошли курсы молодого бойца. На фронт отправили в 1943 году. Все бойцы были молодые, кому не было и 18. Первый бой приняли 17 марта 1943 года с большими потерями. Далее воевал на Курско-Орловской дуге. После контузии воевал в танковом гвардейском полку. Освобождал Польшу, Венгрию, Германию. После победы еще два года служил в Германии. Награжден медалями «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». После войны работал учителем труда в Чарышской средней школе.

Перечитав документы, письма выпускников, газетный материал, побеседовав с очевидцами, я смог выстроить целостную картину работы школы во время войны. Вечная память учителям, которые ушли на фронт защищать Родину и не вернулись из боя. Я горжусь  учителями, которые вернулись живыми с войны, отдали педагогической работе многие годы своей жизни. Они были и будут для окружающих примером честности, добросовестности, порядочности, трудолюбия, скромности. Пусть мы, молодые, не знали их в лицо, не были с ними знакомы, но в ходе изучения данной темы мы сблизились, стали родными. Мне, кажется, что мы знакомы давно, они учили нас, мы слушали их рассказы о войне. Они очевидцы событий тех огненных лет. Судьба каждого учителя, прошедшего через горнило войны, глубоко ложится в наши души. Это нужно не мертвым, это нужно живым! Память – это главное для человека. Пока мы помним, мы живем.

 

 

Категория: Публикации выпускников | Добавил: bam (08.04.2020)
Просмотров: 235 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Чарышская школа
Музей В.М. Шукшина